Моя корзина  
Ваша корзина пуста

Новости

« Назад

Заключение Межрегионального Союза Садоводов СПб и ЛО на Проект нового Закона о Садоводах.  14.11.2016 10:51

   Уважаемые читатели!

  Вашему вниманию предлагается  Заключение межрегионального союза садоводов СПб и ЛО на Проект нового Закона о садоводах.

  Данное Заключение было представлено на рассмотрение и одобрено двумя общественными палатами СПб и ЛО.

 Главное внимание обратите на ключевые предложения: по развитию садоводств, расширению их деятельности, наведению порядка и борьба с рейдерством, защиту прав на собственность, взаимодействие с налоговыми органами и развитию самоуправления.

 Все предложения и замечания просим Вас направлять на почту:        souzsadovodov@mail.ru   


  


Принято на заседании
Президиума Межрегиональной общественной организации
«Союз садоводов, огородников и дачников
Санкт- Петербурга и Ленинградской области» 
5 сентября 2016 г. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САДОВОДСТВЕ,
ОГОРОДНИЧЕСТВЕ И ДАЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"  

 

   1. Проект федерального закона "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект) призван заменить
   № 66- ФЗ от 15 апреля 1998 г и принятые в дополнение и развитие серию законов с целью упрощения процедуры пользования и одновременным решение проблем, возникших у садоводов в процессе их деятельности.
  Проект разработан во исполнение Указания Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. о совершенствовании на комплексной основе всех правоотношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
  Также одной из задач указанного проекта являлось приведение положений ранее действовавшего законодательства в соответствие с нормами новой редакции главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).  

 
   2. Следует отметить, что разработчики Проекта избрали путь дальнейшего развития садоводческих (дачных) некоммерческих объединений (далее - СНТ, товарищество) и огороднических некоммерческих объединений (далее - ОНТ, товарищество), придав им организационно-правовую форму товариществ собственников недвижимости.  
  Такой подход соответствует новой редакции ГК РФ (пункт 1 статьи 123.12), однако полностью уничтожает главное достижение движения- социальный аспект, ставший достоянием более 60 миллионов граждан России. Следует предположить, что это произошло без злого умысла в угоду желания формализовать все фискальные процедуры, которые прописаны в Гражданском и Налоговом Кодексах.
  Упрощая процессы налогообложения, запутываются многие другие весьма важные обстоятельства. Полностью игнорируется тот факт, что садоводы не только являются собственниками домов, земель, дорог и инженерных коммуникаций, но они их строят и содержат за свой счет. Кроме этого, они создают продукт, являющийся национальным достоянием и который должен найти свое отражение в ВВП государства. В мире аналогов этому нет.


   3. Новый закон, по нашему мнению, должен содержать положения закладывающие перспективу дальнейшего развития движения, а не констатацию того, что уже было. Безусловно, в центре главной идеи должно быть заложено повышение Качества жизни россиян, как государственный приоритет. Эта идея  проще и лучше всего реализуется на базе садоводческого движения, тому способствует уклад садовода основой которого является Домохозяйство. Сегодня садоводы обладают большим потенциалом, именно они могут обеспечить решение задачи продовольственной безопасности страны. Потенциал товариществ необходимо учесть и приумножать, а не уничтожать.

  4. Новый закон должен расширить сферу деятельности садоводов, не ограничиваясь лишь растениеводческой. При этом уместно сделать привязку к размеру участка, чтобы не наносить ущерб экологии. Учитывая уровень расслоения как в среде садоводов, так и в объединениях, необходимо установить нормы по ведению домохозяйств в части птицы, МРС, рыбы, пчел. Разрешить садоводствам использовать заброшенные или бесхозные участки, на временной основе, для выращивания продукции и создания мини тепличных хозяйств.


   5. С точки зрения задачи управления, необходимо пока сохранить старую форму СНТ для хозяйств с малым потенциалом, а для хорошо развитых объединений на перспективу проработать вариант управления в виде «Хозрасчетных садоводческих муниципальных образований», которые развиваются за счет возврата всех видов взимаемых с садоводов налогов и собственных как членских, так и целевых взносов. При этом возврат налогов должен быть в пределах не менее 70-80% от собираемых и которые должны аккумулироваться на счетах «Хозрасчетных садоводческих муниципальных образований».
 Эти образования, ни в коем случае, не являются прототипом существующих муниципальных образований, означенных в № 131-ФЗ от 06.10.2003г., а реально являются синергетическими образованиями, успешно развивающимися за последние 30 лет.
 Налоги и тарифы следует привести в соответствие с существующими для жителей сельской местности.  Переход на ХС МО может снизить нагрузку на бюджет, так как позволит убрать часть государственных программ поддержки садоводческих товариществ. К тому же ХС МО, учитывая целевое назначение налогов, смогут обеспечить полноту их собираемости.

   6. Следует разработать и утвердить Положение о «ХС МО». Управлять ХС МО должен Совет председателей СНТ, входящих в состав МО сроком на 2 года с полной заменой состава, для исключения коррупции.

   7. Внутренние хозяйственные проблемы и порядки в СНТ, прежде всего, такие как: виды и размеры взносов, имущество, выделение паев, управление и многие другие - должны быть вынесены в Типовой Устав.

   8. В Типовом Уставе обязательно внести обязательные правила, которые защищают СНТ от рейдерских захватов и возможностей экономических диверсий, что имеется сегодня на практике. В этой связи:
  - запретить   перепродажу паев третьим лицам не членам СНТ;
 - предусмотреть вместо голосования уполномоченных, голосование через электронную почту;

    - ограничить срок пребывания на посту председателя двумя сроками избрания по 2 года каждый с обязательной независимой аудиторской проверкой финансовой деятельности;
 - ликвидировать практику использования при голосовании доверенностей, заверенных не нотариально и более 2-х оформленных на одно лицо;
  - исключить возможность избрания в Правление СНТ и председателем СНТ не членов СНТ, если это не ближайший родственник, который должен иметь при этом нотариально заверенную доверенность.
   Права владельцев и собственников земельных участков в части отношения к имуществу общего пользования должны быть идентичными.

   9. Проект предлагает отказаться от заключения договоров с лицами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке, предусмотрев обязанность таких лиц осуществлять плату за создание и использование имущества общего пользования в порядке и размерах, установленных для внесения членских и целевых взносов, что порождает произвол председателей, часто не утруждающих себя детальной разработкой и утверждением сметы расходов. В этой связи, Договор как раз стимулирует более ответственное отношение к разработке этого финансового документа, являющегося основным при рассмотрении споров в суде. По нашему мнению, Договор должен заключаться одновременно с принятием решения о выходе из товарищества.

   10. Концепция правового регулирования отношений в области ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества не может коренным образом отличаться от уже существующего правового регулирования товариществ собственников жилья, что было положено в основу создания в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации единого массива правовых норм, регулирующих товарищества собственников недвижимости. К этой концепции можно отнести с большими оговорками, лишь дачные некоммерческие товарищества.
      Модель садоводческих некоммерческих товариществ с точки зрения концепции правового регулирования данной сферы при всех имеющихся недостатках представляется более удачным вариантом на сегодня решения назревших в этой сфере проблем и противоречий, хотя бы потому, что право собственности на имущество общего пользования товарищества юридически  не "оторвано" от права собственности его членов на принадлежащие им земельные участки, а в то же время все объекты недвижимости в границах товарищества физически неотделимо связаны.      Тем не менее, следует искать более эффективные новые методы управления подобными объединениями. Нам представляется более удачным рассмотрение комплексного подхода: сохранение СНТ при принятии нового Типового Устава и объединение наиболее развитых СНТ в «Хозрасчетные садоводческие муниципальные образования».  Концепцию таких образований мы готовы предложить.
    В рамках этой концепции могут быть полностью разрешены отношения с третьими лицами - энергоснабжающими организациями, органами санитарного и противопожарного надзора и т.п.
 Так как большинство Товариществ не имеет фактически средств и не могут себе позволить организовать управление товариществом, его имуществом и делами иначе как только на началах самоуправления, также не имеют никаких реальных возможностей вести судебные споры со своими участниками. В рамках предложенной концепции ХС МО эти проблемы снимаются.
   Проект отличается несистемным подходам в изложении и регулировании всех отношений в товариществе, пытаясь урегулировать узкие и частные вопросы и практически, исключив основной состав лучших решений, достигнутых за весь период существования Федеральных Законов, начиная с ФЗ-66 и вплоть до ФЗ-337.
   

   В этой связи замечания по Проекту носят чисто косметический характер и не могут изменить Закон по существу:

   1. В Главе 1. ст.1 дан неполный перечень законодательных актов и законов, которые регулируют отношения в товариществах и которые подлежат корректировке.

     2. Пункт 2 ст.2 Главы 1 исключить.

   3. Ст.3, п.1, Глава 1 изложить в следующей редакции: - садовый земельный участок- земельный участок, предназначенный для выращивания растениеводческой с\х продукции, содержания птицы, мелкого рогатого скота, ульев, разведения рыбы в зависимости от установленных норм, а также, для отдыха с правом размещения садового дома, хозяйственных зданий и сооружений.

  4. В п.2, статьи 3, Главы 1 заменить слово « кратковременного» на «долговременного».

   5. П.6, статьи 3, Главы 1 изложить в следующей редакции: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество – корпоративная организация созданная на добровольных началах. товарищество в форме

   6. П. 9, статьи 3, Главы 1 изложить в следующей редакции: границы земель товарищества

   7. Следует признать неудачным использование термина «элемент планировочный структуры». Сложившаяся практика оперирует понятиями Генеральный план, кадастр, межевое дело, которые объясняют все ситуации в товариществе.

   8. Пункт 3, Статьи 4, Главы 1 изложить в следующей редакции:   создания благоприятных условий для ведения Домохозяйства и повышения Качества жизни.

   9. Добавить в статью 4, Главы 1 пункт 5 в следующей редакции: -производства с\х продукции высокого качества на основе ГОСТА 56508-201 на продукцию органического земледелия, для собственного потребления и частично (излишки) для поставки населению, в первую очередь, для социальных учреждений.

  10. Добавить в п.2, Главы 1, подпункт 2 следующего содержания:   - члены товарищества могут создавать кооперацию по производству с\х продукции и ее переработке, а также, современные мини тепличные хозяйства.

   11. Статью 7, Главы 1 изложить в следующей редакции:   Статья 7. Союзы и другие объединения товариществ.

  12. Дополнить Статью 7 пунктом:   - товарищества имеющие наиболее развитую инженерную инфраструктуру могут объединяться в Хозрасчетные Садоводческие муниципальные образования (ХС МО ) с целью улучшения задачи управления.

 13. Пункт 9 статьи 11 Главы 2 дополнить: - учредители не имеют никаких преимуществ перед членами товарищества.

   14. Статью 12 дополнить пунктом 4: - размер вступительного взноса определяется с учетом затрат перечисленных в п.3. и устанавливается на собрании Учредителей.

  15. Статья 15, пункт 8, изложить в редакции:   - каждому члену товарищества в течении трех месяцев со дня приема, председатель товарищества выдает членскую книжку, форма и содержание которой должны быть даны в Типовом Уставе.

   16. Пункт 3, статьи 17 исключить, так как он противоречит ст.12, пункт 2.

   17.Статью 18, пункт 2, дополнить пп 9: - выплатой процентов и основного долга по кредитам и другим заемным средствам, взятых по решению общего собрания товарищества.

  18. Статью 20, пункт 1 исключить, так как не установлены базовые величины нулевого отсчета по размерам участков и домов, а также не включен критерий количества проживающих, в сезон или постоянно, граждан.

  19. Глава 4, статья 22, пункты 4 и 5 дополнить в конце фразой: за исключением ближайших родственников совместно ведущих домохозяйство (муж, жена).

  20. Пункт 7, статьи 22, Главы 4 - исключить из за декларативного характера...

 21. Статья 24, пункт 1, пп 10 исправить редакцию. Рассмотреть вопрос о размещении таких правил и порядков в Типовом Уставе.

  22. Главы 5 и 6 теряют смысл без конкретизации всех параметров недвижимости с учетом имеющегося расслоения в товариществах. Учет этих обстоятельств сразу меняет концепцию и придает четкость и ясность при принятии решений на всех уровнях. Сегодня дома садоводов ранжируются по размерам площадей в пределах 50, 100, 150, 200 м2 и больше. Садовые участки имеют размеры площадей от 6 соток, далее 8,10, 12, 15, 20, 30 и даже более, что стало возможным посредством процедуры купли- продажи приватизированных участков на законных основаниях. Проект не способен грамотно без социальных катаклизмов регулировать сложившуюся ситуацию в товариществах.

  23. Статью 33 отредактировать прописав в п 2, п 3, п. 4 права на долевую собственность правообладателей участков.

   24. В статье 25 Проекта ущемлены права правообладателей участков при разделе имущества и денежных средств товарищества при его ликвидации.
   

   С учетом высказанных в настоящем заключении замечаний, обусловленных противоречивым и концептуально неверным, по нашему мнению, подходом разработчиков к реформированию сути и системы правоотношений в области ведения садоводства и огородничества, Межрегиональный Союз садоводов рекомендует разработчикам вернуться к разработке новой современной концепции и тщательно ее обсудить.

  ***

Вывод: Проект федерального закона "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в представленном виде не может быть поддержан.

 Председатель Президиума Межрегиональной общественной организации «Союз садоводов, огородников и дачников Санкт- Петербурга и Ленинградской области»          Устьянцев В.А.